Развитие розничной сети от производителей
Продуктовые холдинги развивают с привлечением партнеров собственную розницу, позволяющую реализовывать продукцию конечным покупателям на 30–40% дешевле, чем через сторонних ритейлеров. Например, "Ремит" и "Рублевский" запустили франчайзинговую программу в регионах. Создание сети лишь своими силами — затратно для производителей: открытие небольшой точки обходится в 2,5 миллиона рублей.
По франшизе "Ремит" начали открываться розничные магазины в Москве, Подмосковье и соседних регионах. Сейчас у компании в общей сложности шестьдесят семь магазинов. Другой производитель колбас, "Рублевский", развивает свои точки в Москве и Подмосковье по франшизе уже около 5 лет. Недавно была запущена аналогичная программа для региональных партнеров. Розничная сеть "Рублевского" сейчас насчитывает около 300 фирменных точек — как собственных, так и франчайзинговых. Продукция в них поставляется с завода, что позволяет держать цены на 30–40% ниже, чем в других сетях, пояснил руководитель отдела франчайзинга "Рублевского" Олег Бузин. В этом году компания планирует открыть еще до 100 магазинов.
К развитию своих и партнерских каналов продаж приходят и другие производители продуктов питания. Так, в мае 2017 года производитель мороженого "Чистая линия" запустил собственные точки продаж — мобильные бары мороженого "О! Эскимо". В настоящее время у компании около 300 таких точек. Производитель запускает франшизу "О! Эскимо" и за счет партнеров намерен в 2018 году открыть еще 100 точек "О! Эскимо" в Москве.
Производителю переход к собственной рознице дает понимание конечного потребителя. При отсутствии у производителя собственной розницы он не контролирует сбыт своей продукции. Своя розница, позволяет, также, нивелировать сезонность бизнеса. Темпы роста франчайзинговых магазинов ускорились за последние годы. Раньше компании открывали по одному магазину в месяц, а сейчас — в неделю.
За последние два года на рынке франчайзинга появилось достаточно много продуктовых концепций, в некоторых случаях эти проекты оказывались очень успешными. Фирменные магазины являются важным каналом продаж для производителей мясопродуктов. Яркий пример - опыт Великолукского мясокомбината (790 магазинов), "Мясницкого ряда" (716 точек), компании "Ариант" (635 объектов). При этом, существенной проблемой является необходимость инвестировать в развитие собственной розничной сети: затраты на открытие арендованного магазина площадью 50 м2 составляют не менее 2–2,5 миллионов рублей. Поэтому открытие франчайзинговых магазинов оправдано.
Производителю переход к собственной рознице дает понимание конечного потребителя. При отсутствии у производителя собственной розницы он не контролирует сбыт своей продукции. Своя розница, позволяет, также, нивелировать сезонность бизнеса. Темпы роста франчайзинговых магазинов ускорились за последние годы. Раньше компании открывали по одному магазину в месяц, а сейчас — в неделю.