Бизнес план. Открываем фитнес-клуб
Инвестиции
Что касается инвестиций, то для открытия фитнес-клуба площадью 3 тыс. кв. м в премиальном сегменте потребуется не менее $4 млн, которые пойдут на строительство, на отделку помещения, на коммуникации — все это лежит на плечах оператора. При этом одна часть видна клиенту: отделка, дизайн, мебель. А другая, не менее важная,— нет. Это инженерия клуба.
Человек сразу чувствует, насколько ему свободно дышится, под каким напором идет вода в душе. Плюс, естественно, оборудование, мебель, декоративные украшения, предметы искусства, но это уже по желанию инвесторов.
Если говорить о клубе демократичного сегмента той же площади. На чем экономить? На инженерии нельзя: качественная система вентиляции и в дорогом клубе, и в среднем одинакова. То же касается тренажеров — скупой платит дважды. Компании, выпускающие качественное оборудование, продают его на 20% дороже оборудования другой категории. Они служат дольше, продавцы предлагают хороший сервис, так что и на этом не сэкономишь. Получается, что сэкономить можно на отделке помещения, на мебели, на люксовых штучках, которые отделяют один сегмент от другого. Итого — средний клуб стоит в среднем $900 на кв. м ($2,7 млн на 3 тыс. кв. м).
Что делать, если бизнес не пошел? Бывают такие ситуации, когда компания открыла один-два клуба,но потом поняла, что этот бизнес не ее. Если это произошло из-а того, что владелец не знает, как вести фитнес-бизнес, понял, что это дикая головная боль, но при этом клубы находятся в неплохом месте, договоры аренды длительные, заключены на хороших условиях, он может перепродать бизнес и заработать на этом.
Место
Категорически нельзя открывать клубы в промзонах. Но если ситуация такова, что промзона уже выселена и подписан договор с крупной девелоперской компанией о застройке жилья, то можно рассмотреть возможность открытия там клуба, это перспективный проект. Другой пример. Вам предлагают открыть клуб в «потрясающем месте, живописном, всего 15 км от города, в лесу, рядом с озером». Вроде все замечательно. Но кто туда поедет до или после работы? И, очевидно, нельзя открывать клубы там, где люди еще не готовы платить за эту услугу. В Москве таких районов уже нет, а в других городах есть.
Что касаетмо торговых центров.
В крупных городах ТЦ — это основное место притяжения людей, поэтому, сдавая площади фитнес-клубу, ТЦ получает несколько тысяч потенциальных потребителей услуг других арендаторов. В Москве ситуация другая. Цены на аренду площадей очень высоки, и конкурировать с ритейлом, достаточно сложно. Относительно успешно, фитнес-клуб может работать в центре города рядом с метро.
Вот бизнес-центр — совсем другая история. Для них иметь хороший фитнес-клуб под управлением качественного оператора — громадное преимущество.
На мировом фитнес-рынке принято использовать арендованные площади. Существуют клубы, как арендованные, так и собственные, которые собственники строят с нуля.
Оборудование
Некоторые крупные сетевые фитнес-клубы, занимаются дистрибуцией брэндов оборудования. Существует мнение, что совмещение деятельности, с большим успехом работать не может. Это даже, абсолютно, два разных занятия — предоставление услуг и продажа товаров. Но существует масса примеров, обратного, и окончательный выбор за вами.
Сегодня практически все игроки мирового рынка фитнес-оборудования имеют представительства в России.
Рекомендуем приобретать оборудование у специализированных компаний, предствленных в России. Это связано прежде всего с тем,что необходимо осуществлять, квалифицированное, сервисное обслуживание и ремонт.
Существуют разные формы владения, оборудованием, в том числе и лизинг.
Персонал
В серьезных заведениях, ежегодно все инструкторы проходят аттестацию, отвечая на массу вопросов по биохимии, биомеханике, анатомии, customer service и т. д. При оценке учитываются стаж в компании, общий стаж работы, уровень образования и участие в обучающих семинарах, конвенциях, разнообразие проводимых программ и общая культура сервиса. В результате каждому сотруднику присваивается соответствующая квалификационная категория. К сожалению, квалификационная категория может не только повышаться, но и понижаться. От результатов аттестации зависят и бонус, и зарплата.
В крупных компаниях, создается, собственный учебный центр — продуманная система обучения и повышения квалификации персонала, которая построена на корпоративном образовательном стандарте. Это необходимо, когда сеть начнет активно развиваться и перед вами встанут задачи разработки программ под бизнес-процессы компании для поддержки, развития бизнеса и обеспечения конкурентных преимуществ компании в целом. Необходимо создать не точечное, а комплексное обучение. Учебный центр позволяет системно работать с персоналом, выстраивать учебные программы под каждую категорию специалистов, проводить оценку знаний и разрабатывать новые программы для повышения качества работы.
Продвижение
Необходимо использовать совокупность всех возможных каналов, кроме телевидения: наружную рекламу, интернет, direct mail, прессу. Тратить на это где-то 5% оборота, если рекламируется существующий клуб, и 12% — на новый.
Ценность франчайзинга в регионах очевидна. Франчайзер не живет в тех городах и не знаю, на что способны потенциальные покупатели, каковы их ожидания и платежеспособность, но этой информацией владеют местные инвесторы.
Люди осознали, что фитнес — это повседневная необходимость, и согласны за нее платить, а местные бизнесмены готовы инвестировать деньги. Ведь открыть фитнесклуб — недешевое удовольствие, тем не менее владельцы идут на это и считают свои инвестиции выгодными.
Не так давно, на рынок фитнесклубов впервые вышли прямые финансовые инвесторы. Сначала бельгийский инвестфонд GIMV купил 49% компании «Страта партнерс» (сети Orange Fitness, City Fitness).
Затем входящий в «Альфагрупп» фонд Alfa Capital Partners купил блокпакет сети World Class. Интерес фондов прямых инвестиций, которые планируют через несколько лет перепродать свои доли с прибылью, всегда говорит о том, что рынок будет быстро расти.