От чего зависит цена франшизы
На стоимость франшизы влияют 3 аспекта:
Паушальный взнос – единовременный платёж за приобретение лицензии на ведение деятельности от имени франчайзера;
Роялти (фиксированный, с оборота или с маржи) – периодические платежи за право пользования франшизой;
Сопутствующие затраты на работу с торговой маркой (инвестиции франчайзи, которые требуются, например, на организацию торговой точки/офиса, закупку оборудования, рекламу и проч.).
Роялти может быть в виде фиксированных платежей, процента с оборота или же процента с маржи. Первый используется франчайзерами, которым проблематично установить конкретный размер дохода своих франчайзи. Со вторым всё и так ясно. Он наиболее распространённый. Причём для компаний, его практикующих, подобный роялти составляет значительную долю от общей прибыли. Третий же применяется, если наценка может иметь существенные различия.
Размер роялти варьируется в пределах 1-10% и зависит от уровня известности торговой марки. Чем она больше, тем выше процент. Однако сущность данного вопроса заключается в соразмерности выплачиваемых франчайзи процентов и фактической помощи со стороны франчайзера.
Так, к примеру, сотрудничество с популярными компаниями обходится совсем недёшево и это при том, что большая часть таких организаций предъявляют весьма жёсткие требования к своим франчайзи. С другой стороны последние всегда могут быть уверены, что в случае необходимости они получат соответствующую по ситуации помощь. С менее известными франчайзерами в плане затрат дело обстоит проще: паушальный взнос, роялти и условия сотрудничества могут показаться весьма привлекательными. Однако не факт, что эта компания сможет оказать адекватную поддержку в случае необходимости.
Проще говоря, основные составляющие цены франшизы – степень известности и поддержки франчайзера. Чтобы удостовериться в адекватности паушального взноса, целесообразно ознакомиться с показателями рентабельности франчайзера, на основании которых произвести расчёт потенциальной рентабельности будущего франчайзи и сопоставить полученные результаты.
Нельзя также упускать из внимания, что на цену франшизы может влиять её вид (золотая, арендная, лицензионная, банковская и т.д.), социально-экономические критерии региона, в котором планируется её реализовывать, наличие аналогичных партнёров, осуществляющих свою деятельность от имени франчайзера и др.
Таким образом, конкретной схемы, по которой можно рассчитать цену франшизы, как таковой нет, поскольку критерии оценки могут существенно отличаться друг от друга. Стандартное же правило заключается в том, что чем известнее компания, тем больше стоит её франшиза.