Франшиза в сфере образовательных услуг
Франчайзинговые отношения широко применяются во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере образования. Представители компании Класс +, которая успешно продает свою франшизу, дали нам некоторые комментарии на эту тему.
Основным компонентом франчайзинговой операции, представляющим соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи) является договор франчайзинга (коммерческой концессии). При этом основным условием договора франчайзинга является гарантия качества образовательных услуг.
Основным компонентом франчайзинговой операции, представляющим соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи) является договор франчайзинга (коммерческой концессии). При этом основным условием договора франчайзинга является гарантия качества образовательных услуг.
Франчайзинг в образовании представляет собой совместную деятельность учебных заведений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности. Исходя из этого, франчайзингом является комплекс исключительных прав по реализации образовательных услуг под коммерческим обозначением, товарным знаком правообладателя на определенных условиях.
Правообладателем является учебное заведение, осуществляющее административную, учебно–методическую, информационную, техническую и правовую координацию образовательных структур (пользователя). Пользователями (региональными центрами) являются самостоятельные образовательные учреждения, заключившие договор (франчайзинга) коммерческой концессии. Популярность франчайзинга в последнее время постоянно растет. Он позволяет наращивать источники дохода и, тем самым, предоставляет образовательным учреждениям новые потенциальные финансовые выгоды, оказывая влияние не только на форму и объем высшего образования, но и на его географию, обеспечивая доступность высшего образования в тех частях страны, где ранее оно было недоступно.
Изучение образовательного франчайзинга показывает, что в образовании он имеет ряд характерных черт: передача опробованной системы обучения и ведения бизнеса; использование договора франчайзинга (коммерческой концессии) как способа передачи системы обучения; установление франчайзером (правообладателем) стандартов образовательной программы.
Изучение образовательного франчайзинга показывает, что в образовании он имеет ряд характерных черт: передача опробованной системы обучения и ведения бизнеса; использование договора франчайзинга (коммерческой концессии) как способа передачи системы обучения; установление франчайзером (правообладателем) стандартов образовательной программы.
При этом производится строгий контроль за качеством; реализация совместных систематических программ по повышению квалификации преподавательского состава. Включаются в учебное расписание колледжей университетские предметы с четкой ориентацией на высшее университетское образование; используются средств расширения и распространения доступа к высшему университетскому образованию; прямое взаимодействие университетов, колледжей и школ в соответствии с местными муниципальными нуждами и т.д.
Точка зрения, согласно которой образовательный франчайзинг преследует образовательные цели, внутренне противоречива. Передача франшизы третьему лицу не порождает новые образовательные отношения: образовательная организация, имеющая специальную правоспособность в отношении образовательной деятельности (лицензию), разрешает третьему лицу осуществлять лицензированную образовательную деятельность. Представляется, что решением данной проблемы будет, во-первых, выделение образовательного франчайзинга в отдельный вид коммерческой концессии, во-вторых, ограничение субъектного состава такого вида франчайзинга кругом исключительно образовательных организаций и, в-третьих, необходимость регистрации договора образовательного франчайзинга не в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что образовательный франчайзинг является одним из перспективных способов ведения бизнеса, который немыслим без заключения договора коммерческой концессии. Данный договор считается основным элементом франчайзинговой системы в любой сфере деятельности.
Точка зрения, согласно которой образовательный франчайзинг преследует образовательные цели, внутренне противоречива. Передача франшизы третьему лицу не порождает новые образовательные отношения: образовательная организация, имеющая специальную правоспособность в отношении образовательной деятельности (лицензию), разрешает третьему лицу осуществлять лицензированную образовательную деятельность. Представляется, что решением данной проблемы будет, во-первых, выделение образовательного франчайзинга в отдельный вид коммерческой концессии, во-вторых, ограничение субъектного состава такого вида франчайзинга кругом исключительно образовательных организаций и, в-третьих, необходимость регистрации договора образовательного франчайзинга не в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что образовательный франчайзинг является одним из перспективных способов ведения бизнеса, который немыслим без заключения договора коммерческой концессии. Данный договор считается основным элементом франчайзинговой системы в любой сфере деятельности.