Вход Регистрация
О проекте Новости Статьи Мероприятия Контакты
Мы Вам перезвоним!

Forbes впервые представляет рейтинг франшиз с разбивкой на группы в зависимости от суммы инвестиций в одну точку. 

Forbes впервые представляет рейтинг франшиз с разбивкой на группы в зависимости от суммы инвестиций в одну точку. 
Forbes представляет 30 франшиз, сгруппированных по объему инвестиций в одну франчайзинговую точку: крупные — 5 – 25 млн рублей, средние — 1 – 5 млн рублей и малые — до 1 млн рублей. 

Как правило, предприниматель ориентируется на бюджет, условия франчайзингового пакета и перспективу возврата инвестиций. Одни из самых дорогих франшиз — точки общепита. Их стало заметно больше в последние годы, они занимают 35–37% франчайзинга в России, оценивает РАФ. Этот тренд хорошо заметен в первой группе рейтинга, где 5 из 10 участников — рестораны, пиццерии, кафе. Открытие food-франшизы обходится предпринимателю в среднем в 10–15 млн рублей. Причем неважно, российский это бренд, как «IL Патио», или международный вроде Papa John’s. Выручка с одной точки — от 30 млн рублей, но и срок окупаемости около трех лет, а прибыль на уровне 10–12% в год. 

В рейтинг вошли три оператора фастфуда, включая «Додо Пицца», которая открыла за год 113 точек по франшизе, не закрыв ни одной. По словам основателя сети Федора Овчинникова, доля массового общепита увеличивается, из ресторанов потребитель уходит в фастфуд — сегмент, который всегда растет в кризис. Франшиза ближайшего конкурента, Domino’s Pizza, в рейтинг не попала: у нее пока 23 точки, а мы учитывали компании, имеющие не менее 50. 

Также в рейтинг не включены «Макдоналдс», Burger King и KFC. «Франчайзинговый бизнес — массовый, и по этой логике включать «большую тройку» фастфуда в список не вполне корректно. Порог входа для среднестатистического предпринимателя очень высок», — говорит Овчинников. Гиганты нацелены на партнерские отношения с крупными франчайзи, готовыми ждать окупаемости четыре — пять лет, подтверждает Авруцкая: «У 99,9% рядовых предпринимателей шансов купить такую франшизу просто нет».
Из-за закрытости сложно оценить франшизы АЗС. Вице-президент РАФ Юрий Михайличенко говорит, что этот сегмент занимает до 3% франчайзингового рынка, причем 1% — это АЗС «Лукойл» (в компании отказались от комментариев). Похожая ситуация и у сотовых операторов «Билайн», Tele2, МТС. Компания «Мегафон» не прошла по параметру «соотношение открытых/закрытых точек». 

Медицинские услуги

Направление, которому за несколько лет удалось занять около 3% рынка. Суммарное число точек основных игроков — порядка 2200, причем большая часть из них франчайзинговые. В мае 2018 года «Инвитро» (539 франчайзинговых точек) объявила о слиянии с сетью клиник «Лечу.ру» (83 точки). Таким образом, компания меняет профиль с лабораторно-диагностического на медицинский, сохранив оба бренда, и концентрируется на росте продаж франшиз клиники. В рейтинг попала «Лабораторная служба «Хеликс». У питерской компании много успешных точек в регионах, где затраты низкие, — отсюда и хорошая рентабельность. «Центру молекулярной диагностики — CMD» не хватило нескольких баллов, чтобы попасть в десятку средней группы инвестиций. «Гемотест» данные не предоставил. 

Ретейл

Еще один сегмент — ретейл-франшизы — включает магазины одежды, мебели, FMCG и DIY. В топ-30 таких шесть, в том числе «Аскона». Компания предлагает четыре формата франшизы: от небольшой точки с окупаемостью за полгода до полноценного магазина площадью более 600 кв. м, который отобьет вложения через 2,5 года. 



Пионер и абсолютный лидер «1С» стоит особняком. «Доля «1С» — около 12% оборота всего франчайзинга в стране. Компания формирует свою нишу на рынке, занимая ее почти полностью, поэтому и оценить ее крайне сложно», — говорит Михайличенко. Сеть насчитывает в России 6 500 точек «1C: Франчайзинг» и «1С:Бухобслуживание», все точки рентабельны, а большая часть партнеров работает на протяжении 10 – 15 лет. 

Образование

Образование и досуг школьников и дошкольников — еще одно важное направление. В рейтинге пять таких проектов. Причем в каждой из групп инвестиций свои лидеры. Так, открытие билингвального детского сада Sun School потребует 7,5 – 10 млн рублей. Среди франшиз со средними инвестициями — школа скорочтения и развития интеллекта IQ007, вложение в открытие точки составляет 1,4 млн рублей. За год компания выросла почти вдвое (до 418 точек по франшизе), средняя прибыль одной школы — 11 млн рублей. Срок окупаемости — шесть месяцев, рентабельность бизнеса на уровне 50%. 

Детские спортивные секции

Еще выше показатель рентабельности у детских спортивных секций. В рейтинг попали сразу две футбольные школы для мальчиков — «Чемпионика» и «Юниор». Открыть школу можно, имея в кармане 500 000 рублей. Франчайзер обещает выход на окупаемость за те же полгода. Рентабельность такого бизнеса 80 — 90%, отсюда и бешеная динамика развития. За короткий период этот сегмент вырос в 3 – 4 раза, говорит Михайличенко из РАФ. Их особенность в том, что пока они растут внутри регионов, поэтому не конкурируют на федеральном уровне друг с другом. Михайличенко объясняет: «Косты в этом бизнесе очень низкие, а продажная цена высокая — это модель-мечта для любого регионального инвестора». 

В Forbes проанализировали несколько сотен российских компаний, продающих франшизу. Лонг-лист основан на данных порталов по франчайзингу, мнениях экспертов и базе Forbes. Отбор участников рейтинга проходил по ряду критериев. Срок существования франшизы — не менее трех лет (запуск не позднее 2015 года). Закрытых в течение 2017 года точек должно быть не более 50% от открытых за тот же период. Данные по числу своих и партнерских точек и финансам предоставили сами участники. Оценивали по пяти критериям: средней годовой выручке с точки, ROI, сроку окупаемости, рентабельности и доле мультионеров (франчайзи, владеющих двумя и более точками). В список попало 30 компаний, они сгруппированы по объему инвестиций и ранжированы с учетом собранной информации. Forbes консультировался с Российской ассоциацией франчайзинга, представителями ресторанной и nonfood-индустрии, а также сферы медицинских услуг. 
Мероприятия Смотреть все
Выставка франшиз 2018 в Тюмени
10 сентебря 2018 в 17:00

«Франчайзинг в регионы 2018» - так звучит название выставки-конференции, которая продолжает победное шествие по российским городам.

KRASNODAR FRANCHISE EXPO
11 июля 2018 в 11:19

I Международная выставка франшиз Krasnodar Franchise Expo состоится 18-19 октября 2018 года в Краснодаре, в ВКК «Экспоград Юг». 

Выставка франшиз BUYBRAND
10 июля 2018 в 17:00

10-12 СЕНТЯБРЯ 2018

Интересно знать Смотреть все
Не плати за упаковку
18 Февраля 2019

Теперь покупатели игрушек в автоматах мангустин не платят за упаковку

Флойд Мейвезер-младший самый богатый спортсмен по версии Forbes
1 Августа 2018

Американский журнал Forbes выпустил обновленный рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов мира. Список возглавил американский боксер Флойд Мейвезер-младший.

Выручка с футболок Криштиану Роналду побила рекорды
1 Августа 2018

Выручка с футболок Криштиану Роналду побила рекорды